Posted on Окт 2, 2009 от в Колонки, Люди

Вчера познакомилась с удивительным человеком.

Хотя, пожалуй, ничего особо удивительного в Тамаре Ивановне нет. Человек, как человек. На вид ей за шестьдесят, одета просто, но гармонично и аккуратно. Видно, что одежда подбиралась со вкусом: коричневое пальто цвета осенних листьев и берет в тон, в ушах простые сережки, в руках - палочка, в глазах - покой.

Пожалуй, именно этот покой и ее осанка привлекли внимание вначале. Она подсела ко мне на лавочку, спросила, не помешает ли. Нет, чем такой человек может помешать. Мы сидели сначала молча. Каждая думала о своем, каждая занималась своим делом: я вязала, она наблюдала за парой ворон, которые что-то не поделили. Сидеть вот так было хорошо.

- Что вяжете? - вежливо поинтересовалась она.
- Шарф, - ответила я, не прерывая вязания.
- Да, сейчас холодно, надо утепляться. Хорошо, когда женщина умеет вязать или шить.
- Хорошо...

И мы снова молчали. Нет, это молчание не было гнетущим. Оно было... - как бы поточнее слово подобрать - своевременным. Да, точно, именно своевременным.

- Я люблю осень, - вдруг сказала она. - Больше других времен года люблю. Зимой - холодно, весна - слишком нахальна, летом - жарко. А вот осень - мое время. Не потому, что я в возрасте. Осень мне и в молодости нравилась. У меня характер всегда был меланхоличным.
Наверное, потому и выбрала науку. Всю свою жизнь я посвятила физиологии. Вы не представляете, какая это удивительная наука. А сколько хороших друзей я встретила среди своих коллег в Институте физиологии. У меня была очень насыщенная и трудная жизнь...
- Трудная?
- 17 лет я ухаживала за мужем, который был прикован к постели из-за многочисленных инсультов. Одно время почти не спала, черная вся стала. Помню, как-то лежу на диване с полузакрытыми глазами, усталость такая, что пошевелить рукой не могу, но и уснуть тоже не получается. И тут вижу, возле меня перепуганное лицо мужа - он сполз с кровати: "Тамара, только не умирай. А как же я?" "Постараюсь" - ответила я. Всегда относилась с юмором к трудностям.
- Вы теперь совсем одиноки?
- У меня есть друзья. Моим друзьям от 20-ти до 95-ти лет. Одних я опекаю, другие - опекают меня.
- А дети? - спросила я.
- Когда забеременела, мне было тридцать, я вот-вот должна была защищать докторскую диссертацию. Потому осознанно выбрала науку.
- Обычно о таких поступках после жалеют.
- Может, так нельзя говорить, но не жалею. Я прожила счастливую жизнь. Была в 25-ти странах, читала доклады, лекции, проводила операции... И сейчас каждый день читаю около 10-ти газет, различные научные труды. Читаю, общаюсь для того, чтобы оставаться человеком.
- В смысле, человеком?
- Чтобы оставаться образованной, знающей, начитанной. Чтобы со мной было интересно тем, кто интересен мне.

...И что особенного в этой Тамаре Ивановне?

Наверное то, что большинство стариков после ухода на пенсию мечтают поскорее умереть. А она - жить.
Иногда слышу от знакомых своего возраста, что они уже устали от жизни. Может, потому что боятся жить?

Эта запись была сделана пользователем и назначена на Колонки, Люди.

1 комментарий

Комментарий от: Таисия

Таисия

Любое занятие, которое делает человек с интересом и увлечением, делает его интересным. И придает смысл жизни и в собственных глазах, и в глазах окружающих. Я всю жизнь читала книги: работала в школе учителем литературы, а потом - редактором в журнале. И сейчас работаю там же. Но с годами, видно, земля-матушка зовет, а может, рабоче-крестьянские гены дают о себе знать, но такой трепетной любовью к земле прониклась, что с необычайным вдохновением занимаюсь огородничеством. И единомышленников нахожу, какие это интересные люди! Настоящие. Созидатели. Творцы.

2010-08-27 @ 22:27